Наука археология: способ познания прошлого, от эволюции речных рыб до истории становления социальности человека
Истоки мировоззрения
Вероятно, именно в недрах окунёвской культуры следует искать истоки мировоззрения, обусловившего особенности наземных сооружений эпохи поздней бронзы, получивших наиболее яркое воплощение в планиграфии херексуров.
Образно говоря: крест на донцах окунёвских сосудов можно рассматривать как предтечу крестообразной планировки, лежащей в основе большинства херексуров. В этом контексте находит себе объяснение и неоднократно отмеченное исследователями сходство между окунёвскими изваяниями и ранними оленными камнями, неразрывно связанными с херексурами.
Очевидно, не случаен и набор предметов, находимых в ритуальных оградах Малиновского чли барлыкского типа (фрагменты керамики, кварцитовые пластинки чёрного и белого цвета, пес: ик, по своему составу близкий найденному в единственном раскопанном "оленном комплексе" на р. Юстыд. В свете всего сказанного в общих чертах могут быть определены хронологическая и культурная принадлежность оград на могильниках Барлык II и Узунтал VI.
По всем приведённым данным они относятся к эпохе поздней бронзы и представляют собой особый вид ритуальных памятников, который может быть синхронизирован со вторым этапом окунёвской культуры в Туве. В абсолютных датах это может быть определено второй половиной II тыс. до н. э. Как известно, в это же время происходит проникновение андроновцев на Енисей.
В этом отношении показательно, что, как отмечает Вл. А, Семёнов, найденные вместе с керамикой Малиновского типа во втором слое окунёвской культуры бронзовые ножи аналогичны казахстанским, где, как уже говорилось, существовали погребения в оградах подобного типа. Особый и наиболее сложный вопрос - семантика рассматриваемых сооружений. Пока он может рассматриваться только в русле общих соображений о моделировании трёхчастной системы устройства мира, сакрализоваином пространстве оград и знаковом значении их отдельных элементов.
Из них наиболее вероятно отмеченное А. С. Сура-заковым отражение представлений о горизонтальном устройстве мира. Нечто подобное можно наблюдать, не придавая этой параллели никакого культурно-генетического характера, в конструкции шаманского чума ("шэвэнчедэк") у эвенков, составленном из трёх частей, связанных между собой переходами, из которых одна "галерея" символизирует верхний мир ("дарпэ"); другая - нижний мир ("онанг"). Истоки мировоззрения
Фенетические подразделения
Как и у всех позвоночных, виды у рыб разделяются на пространственно обособленные "географические" единицы, но у рыб чаще, чем у других позвоночных, внутри вида выделяются "негеографические" единицы (в этом отношении виды рыб более напоминают виды в некоторых группах беспозвоночных, в частности насекомых). Выделение географических единиц производится на основании сравнения безмерных видов, представляющих один и тот таксономический вид в разных районах его ареала.
С выделением негеографических единиц дело обстоит сложнее. В этом случае сравнивают симпатрические совокупности особей, различаемые по биотопической приуроченности внутри одного водоема или но внешнему виду (габитусу), т. е. в сущности, интуитивно оцениваемому состоянию внешнеморфологических признаков. Минимальные различия между такими совокупностями, необходимые для отнесения их к разным подразделениям одного вида, можно определить только условно, а максимально допустимые различия вообще нельзя определить.
В районе своего обитания совокупности могут разделяться фенетическим разрывом и выступать как разные безмерные виды, но их приходится относить к одному таксономическому виду, если они связаны переходами, образованными безмерными видами из других районов ареала таксономического вида.
В целом считалось, что каждый вид распадается на элементарные виды (жорданоны), из коих некоторые имеют самостоятельные ареалы, и тогда мы называем их нациями или подвидами. В дальнейшем С. Берг несколько модифицировал предлагаемую систему, ограничив набор географических единиц видом, подвидом и племенем (natio), а в качестве негеографических единиц называя расы, элементарные виды, жорданоны, экотипы (infraspecies), еще более мелкие единицы - биотипы, а кроме того, морфы, формы, аберрации и уродства.
Широкое применение в ихтиологии получили только некоторые из перечисленных Бергом единиц рангом ниже вида, а именно: подвид, экотип и племя, менее широкое - морфа. Заметим, что JI. С. Берг и, очевидно, другие ихтиологи в его время при построении классификации конкретных групп рыб не разделяли виды на подвиды, а выделяли подвиды наравне с видами. http://fishevolution.ru/feneticheskie_podrazdelenija.html