Мы умиляемся, слыша, как лопочущий малыш с каждым днем употребляет все больше и больше слов. Однако рост словарного запаса и успешное подражание взрослым еще не является гарантией становления грамотной речи. Ребенка нужно научить правильно строить свои высказывания. Даже незначительные недостатки в речи крохи могут впоследствии привести к трудностям в чтении и письме. И в результате ребенок начнет получать «двойки» по русскому языку.
Нужно бить тревогу...- если ребенок к 1 году 2 мес. не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание;
- если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов.
- если ребенок в 2 года и 6 мес. не строит предложение из трех-четырех слов.
Нестор для малыша
Специалисты советуют мамам завести «речевую карту» ребенка. Она поможет кратко отмечать успехи и недостатки речи малыша. Ребенок должен хорошо ориентироваться в названиях групп предметов, в обозначении действий предметов, в построении вопросительных предложений, употреблении предлогов и т.д.
Как кукарекает Петя?
Актуальные для малыша группы предметов:
Игрушки: кукла, мишка, мяч.
Посуда: чашка, тарелка, ложка.
Одежда: шапка, пальто, ботинки.
Мебель: стол, стул, шкаф.
Домашние животные: собака, петух, кошка.
Растения: дерево, цветок, листочки.
Фрукты: яблоко, груша, персик.
Овощи: морковь, огурец, помидор.
Транспорт: машина, автобус, метро.
Части тела животного: голова, лапы, хвост.
Действия: улыбаться, рисовать, есть, читать, одеваться.
Положение предмета: близко, далеко.
Звукоподражания: как тикают часы? Как капает дождь? Как лает собака? Как кричит петух?
Показать, взять, отдать предмет («Найди мяч». «Возьми книжку и положи ее на стол». «Возьми куклу, заверни и положи в коляску»).
«Счастье, когда тебя понимают...»
3-6 мес. Ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
6-10 мес. Малыш понимает отдельные инструкции и подчиняется некоторым словесным командам («поцелуй папу», «где мама?», «дай ручку» «можно», «нельзя» и т.д.)
10-12 мес. Ре6енку знакомы названия отдельных предметов, их изображения.
12-14 мес. Он узнает предметы на сюжетных картинках.
2 года 6 мес. Малышу знакомы слова-действия («покажи, кто сидит, кто спит»); двухступенчатые инструкции («сходи на кухню и принеси стакан»); предлоги в привычной ситуации («на чем ты сидишь?»).
2 года 6 мес . - 3 года. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее.
К 4 годам. Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации.
Непраздные вопросы
Умение понимать и отвечать на вопросы - один из важных шагов в освоении любого языка.
Задавайте малышу вопросы о месторасположении предмета: ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? НА ЧЕМ? («Покажи, куда Лена положила куклу?»; «Где лежат книги?»).
Важно понимание вопроса КОМУ? («Покажи, кому мама завязывает шарф? Кому мальчик дает морковку?»).
Не обойтись без ответов на вопросы ЧТО? КОГО? У КОГО? («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках зайка?»).
Малыша нужно научить отвечать на вопрос ЧЕМ? («Покажи, чем папа режет хлеб? Чем ты вытираешь руки?»)
О чем глаголим?
Ребенок должен уметь называть действия предмета. Чтобы шлифовать это непростое умение, маме следует:- в игровой форме обсуждать с малышом сюжетные картинки, на которых люди совершают различные действия («Покажи, где мальчик БЕЖИТ, а где собачка СИДИТ»).
- Можно «перевернуть» вопрос и спросить ребенка, КТО же совершает то или иное действие («Покажи, КТО спит, КТО сидит, а КТО бежит?», «Покажи, КАКОЙ мальчик спит, а КАКОЙ умывается?»)
- Детей очень веселят подвижные речевые игры, когда им дают словесную инструкцию («Шагай» - «Стой!»), учат различать утвердительные и отрицательные приказания с частицей НЕ («Прыгай» - «НЕ прыгай»; «Пой» - «НЕ пой»).
- Полезно обогащать словарный запас, вводя близкие по значению слова: подметает - чистит, моет - умывается - стирает, лежит - спит); противоположные по значению (сними - надень, застегни - расстегни).
«Сколько сладких яблок лежит на диване?
Маме следует обучать кроху употреблению предлогов В, НА, ПОД, ЗА, У, С. Не обойтись без соотнесения слов ОДИН - МАЛО - МНОГО - НИ ОДНОГО соответствующему количеству предметов; соотнесению слов: БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ, СРЕДНИЙ - с размером предлагаемых предметов.
Также нужно развивать умение различать вкус (СЛАДКИЙ, СОЛЕНЫЙ, КИСЛЫЙ).
Снова парадокс!
Оказывается, для речевого развития младенцев папы важнее мам. Специалисты из США обследовали 92 семьи и сделали вывод: хотя мамы говорят с детьми больше, малыши, тем не менее, ориентируются в речи на пап, имитируя, к примеру, их способ построения фраз.
Видимо, женщинам свойственно перегружать кроху большим количеством слов. И только к 3 годам речевое влияние матери начинает «забивать» отцовское: объем словарного запаса школьников полностью зависит от мам!
Узнать и запомнить!
Поиграйте с малышом в игру на узнавание предмета:- по назначению («Покажи то, чем ты будешь чистить зубки»).
- по описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»). Учите различать существительные, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком (Бочка - Точка, Дом - Ком, Лак - Мак).
- Поработайте над пониманием пространственных наречий (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко - близко).
Дефицит общения с взрослым может значительно задержать развитие речи малыша. Чем больше мы будем разговаривать с ребенком в младенчестве, тем успешнее он будет учиться и общаться впоследствии.
отпраздновать день рождения ребёнка 8 лет.