В 2 года 6 мес.-3 года понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку, а затем и без неё.
В 4-5 лет выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды (например: сходи на кухню, возьми яблоко и принеси папе или подпрыгни, потопай, возьми куклу). Понимает условное предложение со словом если (например: если ты не уберёшь игрушки, мы не сможем пойти гулять). Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей (кто нарисовал картину?)
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
До 3-х лет в возрасте 1-2-х лет держит два предмета в одной руке; чертит карандашом (захват карандаша ещё допустим пятернёй), переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
В 2-3 года открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает простые крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
В 3-4 года держит карандаш пальцами. Захват карандаша сформирован. Копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.
Возрастные особенности развития общей моторики
В 2-3 года учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
В 3-4 года бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
В 2-3 года может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
В 3-4 года обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.