При членении процесса общественной эволюции на основные и промежуточные стадии берется только его внутренняя, закономерно необходимая сторона, наиболее глубокая сущность, очищенная от различных чисто эмпирических моментов и недоступная непосредственному наблюдению.
Сами стадии общественной эволюции характерные для них закономерности являются объективными, т. е. независимыми от нашего сознания и от (Времени восприятия их исследователями, и выявляются только с помощью приемов абстрактного мышления, с помощью методологии общего и особенного, с помощью создания логических систем научных абстракций.
Следовательно, нельзя смешивать эти два принципиально различных деления. В действительности основные стадии общественной эволюции должны определяться вовсе не по "каким-либо произвольным ".классическим образцам", а лишь по основным ступеням развития производительных сил и соответствующим им типам производственных отношений по ступеням и типам, которые могут быть выявлены только путем сравнительного исследования социально-экономической истории самых различных обществ.
Общие закономерности функционирования и развития добуржуазных классовых обществ и механизм их экономической детерминации точно так же могут быть выявлены только путем соответствующих политэкономических и социологических исследований на основе сравнительного изучения социально экономической истории всех этих обществ.
То же, что .мы ныне принимаем за общее и особенное, например, для древнего и средневекового Китая, в действительности является вовсе не общим и особенным для него, а всего лишь специфически китайским, т. е. рассматриваемым только относительно такого же специфического для некоторых стран древней и средневековой Западной Европы. Принимая западноевропейские "классические образцы" за некое общее для всех стран т народов, мы тем самым создаем очень искаженное представление и об общем и об особенном тля различных стран древности "н средневековья, т. е. об их формационной характеристике.
Ведь за общее в данном случае принимается не глубинное и сущностное, которое может быть выявлено только на основе сравнительного исследования всех или почти всех добуржуазных классовых обществ и ша основе создания логических систем научных абстракций, а то, что характерно лишь для некоторых стран и резко бросается в глаза, например широкое распространение рабства в некоторых государствах-полисах древней Греции и в метрополии античного Рима или столь же широкое распространение крепостничества в отдельных странах средневековой Западной Европы.
Нельзя не отметить, что классики марксизма, судя по некоторым И Х высказываниям, действительно разделяли, так пли иначе, и социологическую схему Сен-Симона, согласно которой стадии общественной эволюции для добуржуазных классовых обществ определяются по господствующим формам частнособственнической эксплуатации, и концепцию "классических образцов" применительно к указанным обществам. Читать дальше...
Сын Сунь Ятсена
Сын Сунь Ятсена не унаследовал от своего отца приверженность идее единого фронта. Политическое лицо Сунь Фо определяли его связи с компрадорскими кругами, с Гонконгом, его обласкали "жирные коты", ворочавшие гигантскими состояниями.
Крупные дельцы содействовали возвышению Сунь Фо, который, будучи членом гуандунского правительства, возглавил, по существу, блок правых в ЦИК Гоминьдана. Сунь Ятсен не раз требовал суда над своим сыном за казнокрадство, но дело прекращали из-за уважения к отцу.
Правое крыло не отличалось однородностью, здесь помимо сторонников Сунь Фо отстаивали свои позиции хозяева дельты реки Чжуцзян (Жемчужной) их интересы защищал главарь полубандитских формирований Ли Фулинь. За спиной милитаристской клики Ли Фулиня стояли чиновники-бюрократы, землевладельцы-феодалы, все, кто потянулся за "Суньятсеновским обществом".
Одна из причин обострения обстановки укрепление новой власти в Гуандуне, за чем последовало введение упорядоченного сбора налогов. Нередко НРА стремилась уравнять себя в правах на землю с представителями дореволюционной феодально-помещичьей и чиновнической бюрократии. Милитаристы, вступавшие со своими войсками в какую-либо провинцию, считали, что приобретают право на лакомые куски.
Крестьянин, ремесленник, мелкий торговец испытывали на себе двойной гнет: помещиков и милитаристов, ведь и те и другие порой умудрялись собрать налоги с населения за 10 лет вперед. Не отставали от них и генералы НРА. Когда правительство поставило под сомнение существующую систему сбора налогов, стало обдумывать меры по ее перестройке, разразилась политическая буря. Милитаристы, помещики, полиция (минтуань), различные акционерные компании не могли примириться с такого рода нововведениями.
Любое покушение на их "право" безраздельного грабежа крестьянина они рассматривали как удар по священным для помещичьей бюрократии привилегиям. Обстановка в Гуанчжоу обострялась. В тот день, когда принималось решение о мятеже, коммунист Ли Чжилун, исполнявший обязанности командующего гоминьдановским флотом, получил от имени Чан Кайши приказ: крейсерам "Чжуншань" и "Баоби" встать для инспекции в док Вампу.
Чан Кайши видел в Ли Чжилуне одного из достойных противников: это он, Ли, еще год назад осудил "Суньятсеновское общество" за антидемократическую деятельность, направленную на подрыв единого фронта. По телефону Ли получает новое указание: крейсеру "Чжуншань" быть готовым для инспекции. Ли Чжилун, не теряя времени, погрузил на крейсер отборную часть и позвонил Чан Кайши: крейсер готов.
Впоследствии Чан Кайши, оправдываясь, ссылался на этот телефонный разговор: когда Ли сказал "крейсер готов", он-де воспринял это как подтверждение опасений относительно попыток похитить его. Свои прежние приказы по поводу "Чжуншань" Чан, конечно, отрицал. Ли Чжилун был ранен в стычке и арестован. Под арестом оказались десятки коммунистов в самом городе. Войска мятежников окружили плотным кольцом место пребывания советских людей, охрана была обезоружена. Читать далее